Блог | Сапожники без сапог

2014-05-07 | Моська

Как мы выяснили в одной из предыдущих статей, веб-студии далеко не всегда озабочены оптимизацией сайтов клиентов. И это еще мягко сказано. Глядя на некоторые работы, можно подумать не только о некомпетентности, но даже заподозрить проплаченную конкурентами диверсию. Что, конечно, маловероятно, но все же...

Незнание основ производительности веб-страниц проявляют даже такие монстры, как студия А. Лебедева, что уж говорить об остальных. Хотя... действительно, почему бы не изучить список самых крупных студий рунета на этот предмет. Я взял за основу "единый Рейтинг веб-студий" от ruward.ru. И протестировал каждый сайт с помощью нашего сервиса.

Нужно отметить, что таким образом невозможно получить объективную картину того, насколько хорошо веб-студии оптимизируют сайты клиентов. Некоторые сайты веб-студий и сайтами трудно назвать, просто презентационные странички. Кроме того, они могут оптимизировать свой сайт, но не делать того же самого для сайтов клиентов. Поэтому положительный результат тестирования сайта веб-студии мало о чем говорит. Зато отрицательный говорит о многом. Если они не в состоянии выполнить оптимизацию по скорости загрузки даже для своего сайта, то маловероятно, что они смогут проделать эту работу для сайтов клиентов. По этой причине и еще из-за моей общей нелюбви к набрасыванию говна на вентилятор, я не буду приводить полностью те плачевные результаты, которые я получил. Расскажу лишь о ситуации в общем и приведу в пример особо тяжелые случаи.

В целом мы имеем довольно печальную картину.

Штрафные очки Навыки Количество студий
0 гуру 0
1-30 инженер 39
30-60 студент 25
60-90 школьник 9
90+ нет навыков 27

Конечно, радует, что самая большая группа - "инженер". 39 студий из 100. Но примерно половина этих страниц просто не имеет достаточно контента, чтобы судить о навыках оптимизации. Поэтому я несколько часов вручную тестировал сайты последних клиентов этих студий, чтобы подтвердить или опровергнуть полученный результат. Работка эта, нужно отметить, так себе. На половине списка меня уже стало пробивать на истерический смех.

Я очень хотел найти хорошие примеры...

...и закрывал глаза не только на мелкие, но и на средние недостатки. Но, к сожалению, мне удалось подтвердить навыки оптимизации только у трех студий. Вот этот краткий список:

Название студии Место в рейтинге Топ 100
Текарт 14
Promo Interactive 20
ДизайнДепо 75

Еще раз...

Я смог обнаружить навыки оптимизации веб-страниц по скорости загрузки только у трех из ста самых крупных веб-студий рунета.

Как-то нужно примириться с этими результатами, но не получается. Ведь речь идет не о блогерах-любителях, не о фрилансерах, не об админах на фирмах, которых заодно нагрузили делать корпоративный сайт. Это профессиональные игроки рынка, многие из которых насчитывают десятки или даже сотни работников. За спиной каждой такой студии большой опыт и длинный список реализованных проектов.

Ну есть же какие-то приличия, профессиональная гордость. Если ты программист, то ты должен писать оптимальный код. Если ты дизайнер, то ты должен оптимизировать медиа-файлы. Если ты админ, то должен настраивать веб-серверы на оптимальную производительность. Если вебмастер широкого профиля, то должен уметь понемногу все. Это ведь не так и сложно. Даже стремные индийские блогеры уже давно описали эту нехитрую науку в бесконечности своих быдло-статей. Тысячи раз.

Хотя... в эпоху расцвета лояльного идиотизма фразу "профессиональная гордость" уже как-то неприлично произносить.

Второй по численности является группа с полным отсутствием навыков оптимизации - 27 студий из 100. И это далеко не аутсайдеры. Многие из них входят в первую четверть топ-листа. То есть это элита рунета.

Чемпион мира

По количеству штрафных очков с большим отрывом лидирует студия Астроним. Когда я увидел результаты этого сайта, я понял, что об остальных писать уже нет смысла. Эта российско-белорусская студия существует уже около 14 лет. У них большое портфолио проектов и вполне респектабельные бедолаги-клиенты.

Думаю цифры все скажут лучше меня.

Рейтинг PageSpeed Insights - 1/100.

Google PageSpeed Insights

Признаться, я думал, что уже видел самый худший сайт, который "удружила" своему клиенту студия А. Лебедева. Но тот получил 25/100. Как я ошибался!

Но как-то обидно, что люди не дотянули до нуля. Ведь оставалось так немного. А с этой жалкой единицей, не уверен, могут ли они рассчитывать на гордое звание "самый худший сайт веб-студии в истории человечества". Впрочем, если открыть вкладку "Mobile", то там твердый ноль. Так что надежда есть.

Интересно, может эти бедняги прогнали сайт через PageSpeed, увидели 1/100 и решили, что это очень круто, что мало - это как раз хорошо. Немного перепутали просто.

Наш сервис дает 901 штрафное очко.

Optimin

Это тоже рекорд. Большего значения я еще не видел.

Основная проблема сайта - большое количество изображений, при полном отсутствии оптимизации. Некоторые файлы в 50 раз больше, чем должны быть. Удивительно, но этот недостаток довольно легко исправляется. В грубой форме это можно вылечить парой команд. Буквально за 15 минут. Ну а пока в их колхоз еще не прислали учебное пособие по оптимизации изображений, страница весит 27 МБ. Процесс ее загрузки прямо таки завораживает, даже на быстром канале.

К этому они прибавляют стандартный набор идиотизмов, как то:

  • отключенный keep-alive при большом объеме статики;
  • отсутствие HTTP-сжатия;
  • не заданы кэш-заголовки;
  • использование JPEG там, где положено использовать PNG.

Как это ни странно, на странице нет проблем с количеством и размером CSS и JavaScript файлов. А часто это наиболее трудный для исправления недостаток. То есть сайт довольно быстро можно привести в порядок. А пока этого не случилось, студия теряет потенциальных клиентов и, соответственно, деньги. Например, за счет снижения трафика с поисковых систем. Google, конечно, на многое закрывает глаза, но эти ребята перешли все границы.

Ущерб

Проверим наличие сайта на первых десяти страницах выдачи поисковиков.

Фраза Google.ru Yandex.ru
создание сайтов нет нет
разработка сайтов нет нет
дизайн сайтов нет нет

На этот раз даже более толерантный Yandex не стерпел.

Интересно, потому ли Астроним в рейтинге 2014 года опустился на 22 позиции по сравнению с 2013.

Беглый взгляд на проекты Астроним показывает, что у их клиентов все не так плачевно. Видимо потому, что просто нет столько изображений. Но все же проблем с оптимизацией хватает, и ошибки часто те же самые.

Справедливости ради...

...приведу несколько других участников этого соревнование за "худший сайт веб-студии", с точки зрения оптимизации по скорости загрузки:

Ну и?

Что тут сказать. Когда вокруг идиоты - это не только общая беда, но и возможности для самых активных. Есть шанс пробиться в лидеры, предлагая клиентам все то же самое плюс производительность. Если все самые активные еще не свалили.

- Глеб